Я – врач... и я человек
Я – врач. Мне не стыдно это говорить. Я даже этим горжусь. Ведь это было целью моей жизни. У меня нет желания, чтоб окружающие относились ко мне с благоговением, мне не интересно кто и как ко мне лично относиться, но мне обидно за накал вокруг темы врачей в нашей стране.
Мне обидно, что у нас стало модным ругать власть через унижение одной из самых благородных профессий (что не умаляет заслуг любой другой профессии).
Стало модным быть «ругальщиком» врачей, модно говорить только о проблемах в сфере здравоохранения, ставя во главу угла только трудности, забывая об успехах врачей и миллионах спасенных жизней, миллионах благодарных слов о врачах.
Каждый из нас – врачей - посвящает огромную часть своей жизни обучению. Мой пример - это лишь доказательство того.
После 11 класса я обучался в течение 3-х лет в медицинском колледже, затем еще 6 лет в медицинской академии, после чего 1 год в интернатуре и 2 года в ординатуре. Итого 12 лет, это треть моей жизни. Хоть кто то из людей, ругающих врачей, говорящих, что все мы, такие как я, – безграмотные, хоть кто-то обучался по своей специальности столько?!
Конечно, все могут сказать, что обучаться можно по-разному, можно прогуливать, можно «списывать» и еще что-то, но я отвечу – нас еще на 1 курсе «вводили в специальность», наши умы «полоскали» так, что мы поняли, что от нас будет зависеть чья-то жизнь. Хоть кто-то из вас, ругающих врачей, смог бы прогулять, или невнимательно слушать лектора, когда вы осознали, что эти знания в любой момент, в любых обстоятельствах могут спасти чью-то жизнь?!
Обучение - это еще не все. По окончанию официального обучения ни один врач не работает «от себя». Обучение, дорогие «ругальщики», продолжается в виде наставничества. А уж это может продолжаться десятилетиями – и это не зависит от грамотности и целеустремленности.
Это зависит от сложности работы, от количества нюансов в работе, от многих и многих факторов. Как итог – 90% врачей обучаются больше половины своей жизни. И за все это долгое время, врач встречается с 95% всей возможной патологии по своей специальности.
Красной линией в СМИ о врачах идет мысль, что врачи убийцы, врачи-вредители. В здравом уме и светлой памяти – хоть кто-то из вас, дорогие «ругальщики», смог бы причинить вред страдающему человеку – нарочно, специально, для собственного удовольствия. И если кто-то ответил положительно, ждите, скоро за вами приедут врачи-психиатры и не только они.
Поймите вы все, ни один врач в здравом уме никогда и ни при каких обстоятельствах не хочет причинить дополнительных страданий человеку, ни специально, ни по незнанию (второе, исключено исходя из сроков обучения, о чем я говорил выше), ни по халатности (отвратительное слово и понятие, по которому многих врачей обвиняют, но крайне-крайне редко выносят приговор). Любой врач хочет помочь пациентам, хочет, если не вылечить, то облегчить страдание.
Развитие информационных технологий в стране дает возможность многим пациентам знакомиться (поверхностно) с сутью заболевания и с методами обследования и лечения той или иной патологией. Это по большей части хорошо и помогает врачу, ведь общение на равных, о котором так много говорят негативно, позволяет выстроить партнерские отношения врач-пациент на взаимном уважении.
Однако, порой, пациенты уже не слушают или не слышат врача, диктуют свои требования по дообследованию и лечению. Еще раз повторюсь, что знания, приобретаемые пациентами из интернета или других источниках, несравнимо малы со знаниями и опытом врача (априори выше, исходя из тех же сроков обучения). Информация эта порой копируется из рефератов, написанных студентами-медиками и другими полупрофессионалами.
Хочется, чтобы переход от патерналистского к партнерским отношениям врач-пациент затрагивали желание обеих сторон. Порой встречается ситуация разговора «слепого с глухим»: врач рассказывает о методах лечения и предлагает исходя из своего опыта и знаний выбрать какой-либо метод, а в ответ слышим «вы ж врач, вы и выбирайте». Я думаю, что пациентоориентированнная модель здравоохранения в РФ не только исходит из позиции врача, она ровно настолько же зависит и требует общих правил поведения и пациента!
Я понимаю, что порой пациенты ждут от врача слов, что все будет хорошо, но ни один врач на 100% не может быть уверен в положительном исходе. И эта позиция «хорошего» врача порой заканчивается скандалом, а иногда и уходом пациента к «народным целителям».
Занимаясь самолечением, пациент подвергает себя опасности и это точно установленный факт. Врачи много раз наблюдали пациентов, которые своим самолечением, лечением у «народных целителей» запускали необратимые изменения в своем организме, переводя заболевания в разряд неизлечимых в настоящих условиях.
Бывали случаи и излечения, но, как говорят, исключение только подтверждает правило. Ну и в конечном исходе врач, занимаясь лечением больного несет персональную ответственность за жизнь и здоровье пациента. Ответственность не только перед обществом, а по большей части, перед своей совестью. И здесь, опять же возвращаясь в самое начало разговора, хочется напомнить, что врач «тренирует» свое чувство персональной ответственности за чужую жизнь в течение всего своего обучения.
Я – врач, мне не нужны ваши деньги в виде благодарности, мне не нужно другое благо, которое может от вас исходить. Мне намного приятнее получить от вас искренние слова благодарности, мне намного приятнее видеть, как вы уходите из больницы здоровые, мне приятнее, если вы напишите благодарность и распространите ее в массы, мне намного приятнее просто слышать слова «вы – хороший врач». Слова «Светя, другим – сгораю сам» для меня, как и для многих врачей не просто красивое, расхожее выражение. Это реально мой смысл жизни.
Моя семья иногда не получает всей моей любви, моего внимания, только потому, что я увлечен лечением больных. Потому, что я могу выехать в любое время дня и ночи к пациенту, потому, что многие вечера я читаю, думаю, размышляю о моих пациентах. И не я один такой. Нас таких тысячи, а может и миллионы!
Вы, дорогие «ругальщики», часто думаете о работе, часто выезжаете по первому зову коллег, друзей, знакомых, и многих других людей по ночам на работу?! И не надо говорить, что это наша работа. Наша работа, как и у вас регламентирована должностными инструкциями, где нет ни слова об этом потраченном времени, о наших мыслях и переживаниях вне работы, но о работе!
Я – врач. И я человек. Я человек со всеми эмоциями, которые есть у всех. Я так же, как и все переживаю, грущу, улыбаюсь и радуюсь. Но мои эмоции, в десятки раз сильнее ваших, дорогие мои «ругальщики». При неблагоприятном исходе у пациента, я не только сопереживаю родственникам, близким пациента, но и виню всегда себя за то, что произошло. И вы не поверите, но в 99% случаев ни я, никто бы то ни был другой не смог бы помочь. А этот пресловутый 1%, который остается - я никогда не забуду. Так же, как и все врачи. Так же, как и все врачи, эти случаи помнят и о них сожалеют, и несут этот огромный груз до конца своих дней.
И опять же, далеко не факт, что этот 1% смог бы спасти кто-то другой, но ты думаешь, что этого не должно было случиться. И как правило, в этих трагедиях больше загадок, чем разгадок. Самый сумбурный абзац о самом сложном.
Здесь же стоит наверно всем рассказать о том, что называется доказательной медицине. Мы используем методы в лечении и диагностике, которые позволяют с 95% уверенностью судить, что все будет хорошо. Однако, как вы видите остается 5% на что-то иное, выходящее за понимание, вас, дорогие «ругальщики». Это те проценты, когда никто ни в чем не уверен. И именно в эти 5% врач и только врач, принимает решение, которое может быть спасительным.
Именно на эти 5% нет никаких рекомендаций, стандартов и правил! А теперь посчитайте, скольких людей спас каждый из врачей. И сколько, так называемых, врачебных ошибок совершил, допустил?!
Я – врач. Я лечу людей. Я каждый день вижу мучения, каждый день вижу страдания других людей. Мне постоянно жалуются, я вижу слезы и боль. Я постоянно ощущаю неблагоприятный исход. И я знал, что это часть моей работы, когда я решил стать врачом. Я знал, что так и будет. И я к этому был готов на все 100%. Но с годами, с каждым днем любой из врачей чувствует некоторую твердость в принятии решений, в разговоре с пациентами, их родственниками, твердость, которую многие из вас, дорогие «ругальщики» называют черствостью. Это защитный механизм у врачебного коллектива, которая необходима для сохранения нормального функционирования нашей нервной системы.
Такие защитные механизмы есть практически в любой профессии, которая сталкивается с болью, горем, страданиями, трагедиями людей. Эта уверенность и твердость, которую вы называете черствостью, помогает нам справиться с волнением.
Я – врач. И все чаще и чаще мы, врачи, сталкиваются с агрессией, с пренебрежительным отношением, с простым неуважением. Многие культурные и воспитанные люди часто делают замечания хулиганам. И многие это воспринимают как должное, как норму поведения. Врачи же в своей работе получают жалобы и укоры при простой просьбе снять верхнюю одежду, при просьбе не кричать, не бегать, не курить и пр.
Поймите, наши просьбы обусловлены нашими культурными убеждениями, а не желанием вас обидеть. Просто мы сами, заходя в учреждение снимаем верхнюю одежду, мы не кричим, не бегаем, не курим. Мы не хотим конфликтов с вами, дорогие «ругальщики», мы хотим понимания, взаимного уважения и терпения.
Нередко, звучат угрозы и призывы «ату» всех врачей, всех плохих врачей. Но помните, если вы вошли в конфликт с одним, определенным врачом, это не значит, что он плохой. За каждым врачом сотни и тысячи благодарных пациентов, которые вам рассказали бы, что именно этот врач и спас их жизни. Однако, я, врач, да и все мы, врачи, никогда не будем просить своих пациентов выйти за нас на «перепалку» с вами, дорогие «ругальщики».
Мы, как и всегда, выслушаем вас, поймем вашу позицию, примем её, будем разбираться в случившемся, иногда, проводя бессонные ночи. И все поймем. А вы, дорогие «ругальщики», завтра про случившееся забудете. И придете, при случае, кинуть камень в очередного врача, на которого будут нападать другие дорогие «ругальщики».
Я – врач и горжусь этим. Я – врач и готов прийти на помощь любому человеку. Я – врач и я применю все мои знания для лечения больных. И я готов ответить за все, что я делаю.